Исследовательский космический аппарат Cassini ( совместный проект NASA и ESA ) отправился
к Сатурну в октябре 1997 г. и все еще летит к своей цели. На орбиту Сатурна Cassini должен выйти
в июле 2004 года. Сатурн знаменит прежде всего своими эффектными кольцами. Менее известно то,
что самый большой его спутник Титан является единственным объектом среди спутников планет
Солнечной системы, который имеет достаточно плотную собственную атмосферу.
Эту атмосферу и сам Титан отправится исследовать минизонд Huygens, который сейчас находится на
борту Cassini. Huygens в январе 2005 г. отделится от Cassini и спустится на Титан на парашюте. Таким
образом, до первой посадки космического аппарата на объект из внешней части солнечной системы
остался 1 год.
Астрономы полагают, что атмосфера Титана похожа на ту, которая была на Земле многие миллионы
лет назад еще до появления на ней жизни. В этой атмосфере очень много плотных облаков и поверх-
ности Титана через нее не видно. Так что зонду Huygens еще предстоит выяснить, что она собой
представляет, твердую поверхность или жидкий океан. За время своего спуска на Титан Huygens дол-
жен сделать более 1000 фотографий с помощью камеры, объектив которой будет направлен вниз.
Предполагается, что по этим снимкам определить характер поверхности удастся только на высоте
2-3 км, но как-то скорректировать спуск Huygens'а все равно будет невозможно. Так что этот зонд го-
тов к любому способу посадки - и на твердую поверхность и в жидкость.
Кстати, зонд Huygens назван в честь голландского астронома Христиана Гюйгенса, который открыл
Титан в 1655 г. В определенном смысле зонду Huygens тоже придется открывать Титан через 350 лет
после его первого открытия. http://saturn.jpl.nasa.gov/mission/nav.cfm
Российские ученые планируют новую экспедицию по исследованию Марса и его спутников Фо-
боса и Деймоса. Как рассказал на пресс-конференции, ученый секретарь Института космических ис-
следований РАН Александр Захаров, российская экспедиция на Фобос поможет разгадать тайну воз-
никновения Земли и других планет. Для этой цели планируется запустить к Марсу новую межпла-
нетную станцию «Фобос-Грунт». Она должна будет доставить на Землю реликтовое вещество, кото-
рое поможет ученым найти ответ на вопрос, как образовалась наша планета?.
"Марс-Фобос-Грунт" совершит посадку на Фобос, где, отсняв панораму и проведя предварительное
изучение свойств грунта, при помощи специального манипулятора возьмёт пробу грунта. Образец
будет загружен в специальную ракету, которая отправится обратно на Землю (её прибытие ожидает-
ся через 2-3 года после старта экспедиции).
По словам ученого, спутники Марса Фобос и Демос представляют особый интерес для науки, пос-
кольку "в процессе их эволюции не было изменения внутренних структур и объекты сохранились в
первородном состоянии". Однако доставка на Землю реликтового вещества - не единственная цель
экспедиции на Фобос. Не менее важными задачами Захаров считает исследование поверхности
спутника Марса с посадочного аппарата, а также изучение пространства вокруг Красной планеты с
орбитального модуля аппарата «Фобос-Грунт».
Не останется без внимания и сам Марс. "При подлете к Марсу от аппарата отделятся четыре зонда,
которые совершат посадку на "красную планету", - рассказал генеральный директор Научно-исследо-
вательского центра им. Бабакина Виктор Воронцов. Эти зонды, созданные российскими и финскими
специалистами, опустятся на поверхность Марса с помощью надувных тормозных устройств и будут
вести метеонаблюдения.
На реализацию проекта «Фобос-Грунт», по словам Захарова, из российского бюджета выделен 1
млрд. рублей. "Однако мы открыты для сотрудничества с зарубежными партнерами", - подчеркнул он.
В аппарате «Фобос-Грунт» предусмотрен резерв веса, который может быть использован для установ-
ки приборов других стран. Старт нового исследовательского аппарата намечен на 2009 год. Работы
над проектом ведутся уже достаточно давно, но их тормозил недостаток финансирования ( первона-
чально старт планировали на 2005-2006г ).
Стоит отметить, что попытки исследовать спутники Марса уже предпринимались советскими уче-
ными в конце 80-х годов, однако оказались неудачными. Межпланетная станция «Фобос-1» была по-
теряна на подлете к Марсу из-за сбоя в программном обеспечении. «Фобос-2» сумел добраться до сво-
ей цели и передал на Землю ценные данные. Однако программа исследований осталась невыполнен-
ной. После того как аппарат подошел к спутнику Марса на минимальное расстояние и выпустил два
зонда, связь с ним была потеряна по неизвестной причине.
На какие вопросы даст ответ возвратившаяся с Фобоса экспедиция:
- К какому типу метеоритного вещества близок материал Фобоса?
- Сложен ли Фобос однородным материалом?
- Принадлежит ли Фобос той же аккумуляционной зоне, что и Марс и SNC?
- Содержит ли Фобос следы первичного вещества Солнечной системы?
- Какому типу химического фракционирования подверглось вещество Фобоса?
- Какого типа органическое вещество присутствует на Фобосе?
- Когда и как образовался Фобос?
Стали известны подробности проекта бюджета NASA на 2005 финансовый год.
Как уже сообщалось, общие затраты аэрокосмического ведомства должны составить $16,244 млрд.
По статье “Исследования, наука, астронавтика” предполагается выделить $7,76 млрд. Из них:
$ 4,138 млрд. должны быть истрачены на космические исследования, в том числе:
$ 1187 млн. - на изучение Солнечной системы,
$ 691 млн. - на исследования Марса,
$ 70 млн. - на исследования Луны,
$ 1067 млн. - на астрономические исследования,
$ 378 млн. - на изучение структуры и эволюции Вселенной,
$ 746 млн. - на изучение солнечно-земных связей;
$ 1485 млн. - на изучение Земли;
$ 1049 млн. - на биологические и физические исследования;
$ 919 млн. - на авиационные исследования;
$ 169 млн. - на образовательные программы.
По статье “Космическая техника” должно быть выделено $8,456 млрд. Из них:
$ 1,782 млрд. пойдут на технические системы, в том числе:
$1,094 млрд. - на технологии, связанные с человеческой деятельностью, и робототехнику,
$ 689 млн. - на транспортные системы;
$ 6,674 млрд. - на космические полеты, в том числе:
$ 1,863 млрд. - на строительство МКС,
$ 4,319 млрд. - на полеты кораблей многоразового использования,
$ 492 млн. - на поддержку космических полетов.
Еще $28 млн предусмотрено на деятельность управления Генерального инспектора NASA.
Как обычно, проект бюджета на 2005 год содержит наброски ассигнований на последующие
пять лет. Эти цифры выглядят следующим образом:
2005 год - 16,244 млрд. долларов;
2006 год - 17,002 млрд. долларов;
2007 год - 17,815 млрд. долларов;
2008 год - 18,001 млрд. долларов;
2009 год - 18,034 млрд. долларов.
Постатейный анализ позволяет отметить следующие тенденции:
В течение пяти лет предполагается существенное увеличение ежегодных ассигнований на
изучение солнечно-земных связей - с 746 до 1051 млн. долларов ( за 2005-2009 гг.)
В этот же период значительно возрастут затраты на создание новых транспортных систем -
с 689 до 1863 млн долларов.
В этот же период уменьшатся затраты на полеты кораблей многоразового использования -
с 4319 до 3030 млн. долларов.
В этот же период запланирован рост средств на строительство и эксплуатацию МКС -
с 1863 до 2115 млн. долларов.
Все предполагаемые изменения отражают новый подход NASA к освоению космоса в свете ини-
циативы президента Буша, хотя проект бюджета аэрокосмического ведомства не несет в себе каких-
-либо кардинальных изменений, которых многие ожидали.
Анализ проекта бюджета NASA уточняет те статьи расходов, которые позволят перераспределить
11,6 млрд. долларов на новые космические инициативы Буша, о которых он говорил в своем высту-
плении 14 января 2004 года:
5,9 млрд. долларов - за счет прекращения работ в рамках “Космической пусковой инициативы”
( SLI );
1,5 млрд. долларов - за счет сокращения в 2008 и 2009 годах финансирования полетов кораблей
многоразового использования;
1,2 млрд. долларов - за счет сокращения программы научных исследований на МКС;
2,7 млрд. долларов - за счет отсрочки ряда межпланетных и научных миссий;
0,3 млрд. долларов - за счет отмены ряда программ по совершенствованию космических техно-
логий.
Среди урезанных проектов - орбитальный телескоп Hubble, Международный институт исследо-
ваний на борту МКС и другие проекты.
Подробнее с проектом бюджета можно ознакомиться на сайте - nasa.gov/about/budget/index.html
В будущем американские астронавты могут пересесть на российские космические корабли. Об
этом сообщает USA Today со ссылкой на новый проект бюджета американского космического агент-
ства. В этот документе предусматривается возможность выделения средств на закупку кораблей
"Союз", которые могут использоваться вместо шаттлов для доставки на орбиту американских астро-
навтов.
В проекте бюджета на новый финансовый год, который начнется 1 октября 2004 года, заложена
сумма на закупку одного российского корабля - это 140 млн. долларов США. Упоминается при этом,
что на данный момент российские корабли "Союз" являются единственными доступными для покуп-
ки пилотируемыми аппаратами, способными доставлять на околоземную орбиту астронавтов.
Никаких подробностей о том, как американцы будут запускать свои экипажи на "Союзе", не сообща-
ется. Но скорее всего, заботы о запуске лягут непосредственно на российскую сторону. Американс-
кая же сторона обеспечит финансирование полета. В любом случае, покупка "Союза" обойдется де-
шевле, чем запуск шаттла: каждый старт космического челнока обходится примерно в 500 млн. дол-
ларов.
Если новый бюджет NASA будет утвержден, а опыт использования "Союза" американцами окажет-
ся положительным, то закупка российских кораблей американским агентством продолжится и в даль-
нейшем. В USA Today, в частности, отмечают, что использование российских кораблей для доставки
экипажей позволит сэкономить место для перевозки на шаттлах большего количества грузов за рейс.
А после 2010 года, когда шаттлы будут выведены из эксплуатации, корабли "Союз" вообще могут ос-
таться на какой то период единственными пилотируемыми аппаратами для полетов на МКС.
Впрочем, перед использованием "Союзов" для запуска астронавтов NASA есть одно препятствие.
В 2000 году был принят закон, запрещающий покупку космических кораблей у России. С другой сто-
роны, в свете принятия Соединенными Штатами новой космической прогарммы ограничения могут
быть и сняты.
usatoday.com/news/washington/2004-02-03-soyuz_x.htm