меню содержание news292 news293 news294
В возвращении человека на Луну обозначены новые вехи
|
Реализация эпохального проекта по возвращению астронавтов на Луну оказалась не такой уж гладкой.
NASA и его подрядчики столкнулись с некоторыми трудностями, грозящими пусть и не сорвать прог-
рамму, но несколько её притормозить. Правда, американское аэрокосмическое агентство NASA уве-
рено: "В итоге всё будет хорошо".
Разгонная ступень ракеты Ares V ( Earth departure stage ), лунный посадочный модуль Altair и
корабль Orion на пути к своей цели. NASA утверждает, что успеет воплотить эту красивую
картинку в жизнь до 2020 года ( иллюстрация NASA / MSFC ).
Технические и финансовые проблемы могут помешать NASA отправить людей на естественный спут-
ник Земли в обещанный некогда срок. Впрочем, агентство старается изо всех сил, пересматривает
бюджет, корректирует сроки ключевых испытаний и всячески "оптимизирует" работы, чтобы заветная
миссия по возвращению на Луну Orion 15 ( Human Lunar Return ) состоялась всё же в июне 2019 года.
По данным ресурса NASA SpaceFlight.com, агентству не хватает примерно $700 миллионов на 2008-
-2010 годы, чтобы точно успеть к сроку. И это уже привело к переносу ряда запусков по программе
"Созвездие" ( Constellation ) на более поздние даты. Разница составляет от нескольких месяцев до года.
Старт Ares I ( иллюстрация NASA / MSFC ).
Напомним, именно в рамках программы Constellation США создают технику, которая не только должна
вернуть человека на Луну, но и, ещё раньше, заменить шаттлы в полётах на Международную космичес-
кую станцию.
Речь тут идёт в первую очередь о комбинации новой ракеты Ares I и космического корабля Orion.
Именно эта пара вместе с тяжёлой ракетой-носителем Ares V ( она может выводить на низкую около-
земную орбиту 130 тонн груза) и лунным посадочным модулем ( получившим имя Altair ) должны сос-
тавить "набор" для новых лунных экспедиций NASA.
Ares I и Ares V используют немало элементов системы Space Shuttle.
На заднем плане - Луна, а за ней ( и это не случайно ) - Марс
( иллюстрация NASA / MSFC ).
О схеме такого полёта мы рассказывали в этом материале ( только там Orion ещё фигурировал под
рабочим названием CEV ). Схема, кстати, отличается от той, что использовалась в программе Apollo.
Но прежде чем Orion 15 полетит в космос, чтобы высадить астронавтов на Селене, кораблям данной
серии предстоит выполнить немало стартов в околоземное пространство. Упомянем лишь ключевые
из них.
Orion 1 в декабре 2013-го должен впервые подняться в космос, причём без экипажа. Кораблю Orion 2
предстоит первый полёт с экипажем в марте 2014-го, Orion 4 в сентябре 2014-го окажется первой мис-
сией на МКС в этой серии.
Далее последуют ещё несколько рейсов кораблей Orion на МКС.
Полноразмерный макет капсулы корабля Orion, который
будет использован для ряда тестов ( фото NASA / Sean Smith ).
И только Orion 13 должен первым среди "близнецов" отправиться дальше околоземной орбиты - на
облёт Луны ( без экипажа ). Это должно произойти в декабре 2018-го.
Теперь же стало известно, что у агентства возникли некоторые трудности. Это не только дефицит
средств. Скажем, тесты показали, что Ares I будет вибрировать с частотой, близкой к резонансной для
корабля Orion. Эта мощная тряска генерируется первой ступенью ракеты, которая, по сути, представ-
ляет собой модифицированный твердотопливный ускоритель от шаттла.
К разрушениям эта "стартовая дрожь" не приведёт, но, по предварительным расчётам, уровень вибра-
ций Orion в начале полёта будет втрое выше того, который агентство считает допустимым для астро-
навтов.
Для того чтобы устранить сей неприятный эффект, инженерам придётся скорректировать конструкцию
корабля, изменяя его резонансные частоты, в частности, путём пересмотра мест размещения некоторых
массивных деталей.
Корабли Orion будет строить корпорация Lockheed Martin.
На иллюстрации: Orion пристыкован к МКС ( иллюстрация NASA ).
Но окончательное решение может быть найдено только после первого испытательного пуска прототипа
под названием Ares I-X, намеченного на апрель 2009 года.
Это будет суборбитальный полёт ракеты с первой ступенью, почти полностью аналогичной таковой у
Ares I, а в роли второй ступени и корабля выступят массогабаритные макеты.
Тест позволит оценить работу изменённого ускорителя в реальном полёте и проверить разделение сту-
пеней. Хотя в космос никакой объект при этом не полетит, важно, что нагрузка, которую будет подни-
мать Ares I-X, должна быть близкой к весу реальных второй ступени и пилотируемого корабля.
Кстати, о массе. Есть предпосылки к тому, что Orion "располнеет", выйдя за ранее намеченные пределы.
И значит, опять потребуются уточнения в "дизайне".
Разделение первой и второй ступеней ракеты-носителя Ares V
( иллюстрация NASA / John Frassanito and Associates ).
А ведь есть и другие перемены "на ходу".
Так, является маловероятным возвращение к раннему предложению относительно топлива для двига-
телей Orion и подъёмной ступени лунного модуля: метан плюс кислород. Текущая конструкция преду-
сматривает другую "пару", более отработанную: азотный тетроксид – монометилгидразин.
Агентство вообще стремится сократить до минимума технический риск при разработке новых машин
по программе Constellation.
В частности, главный двигатель корабля Orion заимствован у второй ступени ракеты Delta II.
И это ещё не всё.
Orion и Altair около Луны. Диаметр Orion составляет 5 метров. Вес - 22,7 тонны, из которых
9,35 тонны составит горючее. Герметичный объём - 20 кубометров, обитаемый - 11 кубо-
метров. NASA отмечает, что дизайн этих аппаратов ещё не сформирован окончательно, так
что на разных картинках возможны некоторые вариации внешнего облика лунной техники
( иллюстрация NASA ).
Двигатель 2-ой ступени Ares I, названный J-2X (топливо - жидкие кислород и водород), представляет
собой осовремененную и подкорректированную вариацию двигателей верхних ступеней знаменитой
лунной ракеты Saturn V.
Движки же первой ступени Ares V, именуемые RS-68 (они потребляют кислород и водород), это моди-
фикация "моторов" от ракеты Delta IV. Топливный бак этой же первой ступени - переделанный и уве-
личенный внешний резервуар шаттла. В разгонной же "лунной" ступени Ares V, призванной доставить
связку Orion / Altair к Луне, будет трудиться тот же J-2X. И так далее, и тому подобное.
Тем не менее эксперты считают, что риск при параллельном проектировании сразу двух новых ракет-
-носителей вкупе с кораблём и лунным посадочным модулем - велик.
На днях управление отчётности американского конгресса ( U.S. Government Accountability Office - GAO )
опубликовало доклад, в котором проанализировало план работ NASA по Луне и отметило, что он
практически "не оставляет места для неожиданностей", в смысле - очень плотный.
Altair на Луне. Как и корабли Orion, эти модули будут иметь свои порядковые номера.
Первый Altair лишь отправится в беспилотную окололунную тестовую "экспедицию",
а первым среди собратьев на Селене сядет модуль Altair 2. Именно он, впервые с 1972
года, доставит на Луну четверых астронавтов, которые проработают там неделю.
Потом его взлётная ступень должна подняться на окололунную орбиту, где её будет
ждать пустой Orion 15. На нём экипаж и собирается вернуться домой (иллюст. NASA).
Само агентство оценивает шанс на то, что Orion полетит до 2015 года в 65%. Если же к бюджету прог-
раммы Constellation на следующую пару лет добавить $2 миллиарда, говорит глава NASA Майкл Гриф-
фин (Michael Griffin), эту дату можно смело указывать, как 2013-й. Президент Буш также заступается
перед конгрессом за программу, призванную реализовать его известный призыв.
GAO охарактеризовало такой запрос как "слишком оптимистический". Ведь общие затраты на всю про-
грамму в сумме за следующие 20 лет и так составят внушительные $230 миллиардов.
И это несмотря на грядущее сокращение штата агентства, которое ( в преддверии отставки шаттлов )
намерено рассчитать к 2011 году более 8000 служащих.
В общем, можно легко предположить, что новая лунная эпопея США обойдётся им несколько дороже,
чем считалось до сих пор. И сроки могут также немного задержаться.
Тестовый образец двигателя J-2X на стенде ( фото NASA / Stennis ).
Однако хочется надеяться на лучшее. Ценность (научную, политическую, историческую ) возвращения
на Луну трудно переоценить.
А ещё нельзя не вспомнить, что на ракеты семейства Ares и другую технику программы Constellation
специалисты очень рассчитывают, планируя иные важные шаги человечества в космосе.
Достаточно упомянуть проект ядерного перехватчика космических "скал" и план высадки людей на
астероид.
Следующей же целью человечества является Марс. И тут специалисты дружно отмечают, что и тяжё-
лый носитель Ares V, и корабль Orion должны оказаться важными (пусть не единственными) техничес-
кими элементами пилотируемой экспедиции на Красную планету.
membrana.ru/articles/global/2008/04/07/191400.html
по теме:
Лунная гонка уже началась
NASA планирует к 2024 году построить базу на Луне
181 дело для людей на Луне!
