меню  содержание   news292  news293  news294
                        В  возвращении человека  на Луну  обозначены новые вехи
Реализация эпохального проекта по возвращению астронавтов на Луну оказалась не такой  уж гладкой. 
NASA и его подрядчики столкнулись с некоторыми трудностями, грозящими пусть и не сорвать  прог-
рамму, но несколько её притормозить.  Правда,  американское аэрокосмическое  агентство NASA  уве-
рено:   "В итоге  всё  будет  хорошо". 

                                              

        Разгонная ступень ракеты Ares V ( Earth departure stage ), лунный посадочный  модуль Altair  и 
        корабль Orion на пути к своей цели. NASA утверждает, что успеет воплотить эту  красивую 
        картинку  в жизнь  до 2020 года  ( иллюстрация NASA / MSFC ).

Технические и финансовые проблемы могут помешать NASA отправить людей на естественный  спут-
ник Земли  в обещанный  некогда срок.  Впрочем,  агентство  старается  изо всех сил,  пересматривает 
бюджет, корректирует сроки ключевых испытаний и всячески "оптимизирует" работы, чтобы заветная 
миссия по возвращению на Луну Orion 15 ( Human Lunar Return ) состоялась  всё же  в июне  2019  года. 

По данным ресурса NASA  SpaceFlight.com, агентству  не хватает примерно  $700 миллионов  на  2008-
-2010 годы, чтобы точно успеть  к сроку.  И это  уже привело  к переносу  ряда запусков  по программе 
"Созвездие" ( Constellation ) на более поздние даты.  Разница составляет от нескольких месяцев  до года. 


                      

                                           Старт Ares I   ( иллюстрация NASA / MSFC ). 

Напомним, именно в рамках программы Constellation США создают технику, которая не только должна 
вернуть человека на Луну, но и, ещё раньше, заменить шаттлы в полётах на Международную космичес-
кую станцию. 
Речь тут идёт  в первую очередь о  комбинации  новой  ракеты  Ares I  и  космического  корабля  Orion. 
Именно эта пара вместе с тяжёлой ракетой-носителем  Ares V ( она может выводить на низкую  около-
земную орбиту 130 тонн груза) и лунным посадочным модулем ( получившим имя Altair )  должны сос-
тавить "набор" для  новых лунных  экспедиций NASA. 

                              

                               Ares I и Ares V используют немало элементов системы Space Shuttle. 
                                На  заднем  плане -  Луна,  а  за  ней  (  и  это не случайно )  -  Марс  
                                ( иллюстрация NASA  / MSFC ). 

О схеме  такого полёта  мы рассказывали  в этом  материале  ( только там Orion  ещё  фигурировал  под 
рабочим названием CEV ). Схема, кстати, отличается  от той,  что использовалась  в программе  Apollo. 
Но прежде чем Orion 15 полетит в космос,  чтобы высадить астронавтов  на Селене, кораблям  данной 
серии предстоит выполнить немало стартов в околоземное пространство. Упомянем  лишь  ключевые 
из них. 
Orion 1 в декабре 2013-го должен впервые подняться в космос, причём  без экипажа. Кораблю  Orion 2 
предстоит первый полёт с экипажем в марте 2014-го, Orion 4 в сентябре 2014-го окажется первой мис-
сией на МКС в этой серии. 
 Далее последуют  ещё несколько рейсов  кораблей Orion  на МКС. 

                             

                                      Полноразмерный  макет  капсулы  корабля Orion,   который 
                                   будет использован для ряда тестов ( фото NASA / Sean Smith ). 

И только  Orion 13 должен  первым  среди "близнецов" отправиться  дальше  околоземной  орбиты - на 
облёт Луны ( без экипажа ).  Это должно  произойти  в декабре 2018-го. 
 Теперь же  стало известно,  что  у агентства возникли  некоторые трудности.  Это  не только  дефицит 
средств. Скажем, тесты показали, что Ares I будет вибрировать с частотой, близкой к резонансной  для 
корабля Orion. Эта мощная тряска генерируется  первой ступенью ракеты,  которая,  по сути,  представ-
ляет  собой  модифицированный  твердотопливный  ускоритель  от шаттла. 
К разрушениям эта "стартовая дрожь" не приведёт, но, по предварительным расчётам,  уровень  вибра-
ций Orion в начале полёта будет втрое выше того,  который агентство считает  допустимым  для  астро-
навтов. 
Для того чтобы устранить сей неприятный эффект, инженерам придётся скорректировать конструкцию 
корабля, изменяя его резонансные частоты, в частности, путём пересмотра мест размещения некоторых 
массивных  деталей. 

                            

                                  Корабли  Orion  будет  строить  корпорация  Lockheed  Martin. 
                            На иллюстрации: Orion пристыкован  к МКС ( иллюстрация NASA ). 

Но окончательное решение может быть найдено только после первого испытательного пуска прототипа
под названием  Ares I-X,  намеченного  на апрель  2009 года. 
Это будет суборбитальный полёт ракеты с первой ступенью, почти полностью  аналогичной таковой  у 
Ares I,  а в роли  второй ступени и корабля выступят  массогабаритные макеты. 
Тест позволит оценить работу изменённого ускорителя в реальном полёте и проверить разделение  сту-
пеней. Хотя в космос никакой объект при этом не полетит,  важно, что нагрузка, которую будет  подни-
мать Ares I-X, должна быть близкой к весу реальных второй ступени и  пилотируемого корабля. 
Кстати, о массе. Есть предпосылки к тому, что Orion "располнеет", выйдя за ранее намеченные пределы. 
И значит, опять потребуются уточнения  в "дизайне". 


                            

                               Разделение первой и второй ступеней ракеты-носителя  Ares V
                                ( иллюстрация  NASA  / John  Frassanito  and  Associates ). 

А ведь есть и другие перемены "на ходу". 
Так, является маловероятным возвращение  к раннему предложению относительно топлива для  двига-
телей Orion и подъёмной ступени лунного модуля: метан плюс кислород. Текущая  конструкция  преду-
сматривает другую "пару", более отработанную:  азотный тетроксид – монометилгидразин. 
Агентство вообще стремится сократить до минимума технический риск  при разработке новых  машин 
по программе Constellation. 
  В частности,  главный  двигатель  корабля Orion  заимствован  у  второй  ступени  ракеты  Delta II. 
  И это ещё  не всё. 

                            

       Orion  и Altair около Луны. Диаметр Orion составляет 5 метров. Вес - 22,7 тонны,  из которых 
       9,35 тонны составит горючее.   Герметичный  объём  - 20 кубометров,  обитаемый  -  11 кубо-
       метров.  NASA отмечает, что дизайн этих аппаратов ещё не сформирован окончательно, так  
       что на  разных картинках  возможны  некоторые вариации  внешнего облика  лунной  техники  
       ( иллюстрация NASA ). 

Двигатель 2-ой ступени Ares I, названный J-2X (топливо - жидкие кислород и водород), представляет 
собой осовремененную и подкорректированную вариацию двигателей верхних ступеней  знаменитой 
лунной  ракеты Saturn V. 
Движки же первой ступени Ares V, именуемые RS-68 (они потребляют кислород и водород), это моди-
фикация "моторов" от ракеты Delta IV. Топливный бак этой же первой ступени  - переделанный и  уве-
личенный внешний резервуар шаттла. В разгонной же "лунной" ступени Ares V, призванной доставить 
связку Orion / Altair  к Луне,  будет трудиться тот же  J-2X.   И так далее,  и тому подобное. 
Тем не менее эксперты считают, что риск при параллельном проектировании сразу  двух новых  ракет-
-носителей вкупе с кораблём и лунным посадочным модулем - велик. 
На днях управление отчётности американского конгресса  ( U.S. Government Accountability Office - GAO ) 
опубликовало  доклад,  в котором  проанализировало план  работ NASA  по Луне и отметило,  что  он 
практически  "не оставляет места  для неожиданностей",  в смысле  - очень плотный. 


                             

              Altair на Луне. Как и корабли Orion, эти  модули будут  иметь свои  порядковые  номера.  
              Первый  Altair лишь отправится  в беспилотную  окололунную  тестовую "экспедицию",  
             а первым  среди собратьев на Селене сядет модуль Altair 2.   Именно он,  впервые  с 1972 
             года,  доставит  на Луну  четверых астронавтов, которые проработают  там  неделю.  
             Потом  его  взлётная ступень  должна подняться  на окололунную орбиту, где  её будет 
             ждать пустой Orion 15.  На нём экипаж и собирается вернуться домой  (иллюст. NASA). 


Само агентство оценивает шанс на то, что Orion полетит до 2015 года в 65%. Если же к бюджету  прог-
раммы Constellation на следующую пару лет добавить $2 миллиарда, говорит глава NASA  Майкл  Гриф-
фин (Michael Griffin),  эту дату можно  смело указывать,  как 2013-й.  Президент  Буш также  заступается 
перед конгрессом за программу, призванную реализовать его известный призыв. 

GAO охарактеризовало такой запрос как "слишком оптимистический". Ведь общие затраты на всю про-
грамму в сумме за следующие  20 лет  и так составят внушительные  $230 миллиардов. 
И это несмотря  на грядущее сокращение  штата агентства,  которое ( в преддверии  отставки  шаттлов ) 
намерено рассчитать  к 2011 году  более  8000  служащих. 
В общем, можно легко предположить, что новая лунная эпопея США обойдётся им  несколько дороже, 
чем считалось до сих пор.  И сроки могут также немного задержаться. 


                            
                            Тестовый  образец двигателя J-2X на стенде  ( фото NASA / Stennis ). 

 Однако хочется надеяться на лучшее. Ценность (научную, политическую, историческую ) возвращения 
на Луну  трудно переоценить. 

А ещё нельзя не вспомнить,  что на ракеты  семейства Ares  и  другую технику  программы  Constellation 
специалисты  очень рассчитывают,  планируя  иные важные  шаги человечества  в космосе. 
Достаточно  упомянуть проект  ядерного перехватчика  космических "скал" и  план  высадки людей  на 
астероид. 

Следующей же целью человечества  является Марс. И тут специалисты дружно отмечают,  что и  тяжё-
лый носитель Ares V, и корабль Orion должны оказаться важными (пусть не единственными) техничес-
кими элементами пилотируемой экспедиции  на  Красную планету. 
   
         membrana.ru/articles/global/2008/04/07/191400.html


    по теме:
         Лунная гонка   уже началась
         NASA планирует к 2024 году построить базу на Луне
         181  дело  для  людей  на Луне!
Hosted by uCoz