меню содержание news264 news265 news266
Лунная гонка уже началась
|
Вывод лунного модуля NASA на орбиту
«Битва за Луну»-2 началась
Американцы завершили проектирование своего нового корабля - «Орион». На нем они собираются
снова штурмовать спутник Земли. А что же мы?
Мы увязли в Международной космической станции по самые солнечные батареи. Еще когда чуть
меньше десяти лет назад на орбиту запускали первый ( российского производства, между прочим ) мо-
дуль этого околоземного монстра, умные люди пожимали плечами:
- По второму разу проходим то, что было сделано для «Мира» в 80-х!
И «сердце» МКС - базовый блок «Звезда», и функционально-грузовой модуль «Заря» - просто доде-
ланные «бочки», которые готовили для «Мира-2». Но тогда мы не могли выбирать. Российской космо-
навтике нужны были деньги, чтобы последние оставшиеся головастые инженеры и умелые токари
не разбежались с заводов и КБ на рынки и «шабашки». А американцы убивали двух зайцев. Во-первых,
осуществляли свою давнюю мечту - строительство большой орбитальной станции. В 80-х они пыта-
лись создать конкурент «Мира» - «Фридом». Не получилось. А во-вторых, получали за копейки доступ
ко всем советским (российским) технологиям. И главное - созданию конструкций, которые могут долго
находиться в космосе, и системам сохранения работоспособности экипажа во время длительной неве-
сомости. Такого опыта у американцев не было. А без него неосуществимы амбициозные планы по ко-
лонизации Луны и полетам на Марс.
Корабль "Орион" вместе с лунным модулем
И вот МКС в основном построена. Задачи, которые ставило перед собой НАСА, выполнены. Что
дальше? Какая реальная отдача от такой махины? Эксперименты на борту по созданию новых матери-
алов, лекарств и медицинские испытания не окупают многомиллиардные расходы. Мало того, стан-
ция настолько сложна, что рабочее время одного из трех членов постоянного экипажа занято текущим
ремонтом, отладкой систем и проч. И оставить ее без присмотра страшно. Случись что, и МКС свалит-
ся на Землю, разрушения могут быть похлеще, чем после Тунгусского метеорита.
В последние годы американцы явно охладели к МКС. Во-первых, нужно тратить сотни миллионов
долларов на запуск шаттлов и каждый раз переживать - не отвалится ли от них очередная теплозащит-
ная плиточка. А деньги, между прочим, можно было потратить на «Орион»! Во-вторых, нужно вести
утомительные переговоры с младшими партнерами по МКС - канадцами, европейцами, японцами.
Им было обещано, что после окончания основного этапа американцы доставят на орбиту их грузовые
и научные модули, а граждане из этих стран смогут отправиться в длительные экспедиции на орбиту
(опытные, «облетанные» астронавты - это перспективно). Обещания нужно выполнять. А как и когда,
если каждый новый запуск шаттла то отменяют, то переносят.
И вообще... В своих мечтах НАСА уже на Луне.
У "Ориона" будут круглые солнечные батареи
Зачем нам это нужно?
В 60-х полет и высадка на Луну были делом национального престижа. Америке нужно было покви-
таться с Советским Союзом, запустившим первого человека в космос. Теперь аргументы освоения
спутника прагматичны.
- Самым дорогим становится энергия. Запасы углеводородов на Земле конечны. Значит, нужны ее
новые источники, - объясняет глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастья-
нов. - Добыча гелия на Луне может на первый взгляд показаться утопией или слишком отдаленной
перспективой. Но, разобравшись, понимаешь - технически это уже сейчас можно реализовать.
Одна тонна гелия-3 эквивалентна 20 миллионам тонн нефти. Да и кроме гелия на Луне достаточно
всяких полезных веществ. В общем, овчинка стоит выделки. Американцы, описывая свою будущую
лунную программу, честно пишут: сначала корабли облетят спутник, чтобы определить места, наибо-
лее перспективные с точки зрения разработок полезных ископаемых. И только потом в намеченные
районы высадятся десанты астронавтов.
К 2020 году мы наконец войдем в эпоху утилитарного использования космоса. И тот, кто первым на-
учится использовать блага Луны, сможет рассчитывать, что и на Земле у него дела пойдут значитель-
но лучше, чем у соседей.
"Орион" - это модернизированный "Аполлон"
На Луне будут действовать законы Дикого Запада: кто первым колышек вбил, тот участок и получил.
Таковы международные законы по поводу неоткрытых территорий до сих пор. Не получится ли так,
что американцы просто застолбят большую часть спутника?
Причем за полезные ископаемые Луны нам придется соперничать не только с США, но и с Китаем,
который уже освоил полеты в околоземном пространстве и объявил своим космическим приоритетом
все тот же соблазнительный спутник. Судя по нынешнему развитию техники в этой стране, еще через
несколько лет Поднебесной окажется вполне по силам конкурировать и в межпланетных перелетах.
Понимая это, американцы уже заявили: «Орион» будут разрабатывать сами, без привлечения иностран-
ных партнеров, даже дружественного Европейского космического агентства. Новый космический ко-
рабль - штука стратегическая, обеспечивающая безопасность ( в данным случае энергетическую и тех-
нологическую) страны.
- Это будет «Аполлон», накачанный стероидами, - признал глава НАСА Майкл Гриффин. - Новый ко-
рабль способен принять на борт больше грузов и позволит большему числу людей оставаться на Луне
на более длительное время.
То, как развивается китайская пилотируемая программа, и вовсе тайна за семью замками. И только Рос-
сия приглашает к участию в создании своей транспортной космической системы всех.
Сейчас РКК «Энергия», понимая насколько важно не отстать от конкурентов, предлагает первые обле-
ты Луны совершать на модернизированных «Союзах» ( по началу ведь и они проектировались «под
Луну» ). А уж потом «подтянуть» корабль нового поколения - «Клипер».
Крылатый «Клипер» будет доставлять людей с Земли на МКС. А его бескрылая модификация предназ-
начена для полетов на окололунную орбиту. На «Клипере» смогут летать в командировку и непрофес-
сионалы - геологи, инженеры, техники. Их не нужно будет специально готовить к полету. А перегруз-
ки при посадке по сравнению с «Союзом» будут меньше в два раза.
"Клипер" на орбите
Пять лет судьба МКС будет зависеть только от нас. Но вот хорошо ли это?
В 2010-м полеты шаттлов должны быть прекращены. Только спустя пять лет (если дело пойдет без не-
приятностей ) у американцев появится новый корабль. Получается, что все эти годы возить экипажи
на МКС, обеспечивать их продуктами, водой, техникой для экспериментов, чистыми майками и запа-
сами кислорода будет Россия. Нам-то не привыкать - после гибели «Колумбии» мы три года тянули на
себе всю программу МКС. Но в 2010-м ситуация будет совсем другой. Во-первых, к этому времени по
планам на станции должны постоянно работать не три человека, как сейчас, а шесть. Значит, и пило-
тируемых кораблей, и грузовиков понадобится вдвое больше. Наверняка американцы нам будут ком-
пенсировать затраты. Но дело не только в них. Мощности наших цехов окажутся загружены производ-
ством старых добрых «Союзов» и «Прогрессов».
В это же время НАСА спокойно, не отвлекаясь на другие работы, займется доводкой «Ориона».
Чем «Клипер» отличается от «Ориона».
«Клипер» «Орион»
Диаметр 3,06 м 5 м
Объем кабины экипажа 20 м3 11 м3
Общий вес 13 тонн 14 тонн
Вес спускового аппарата 8800 кг 7337 кг
Экипаж 6 человек 6 человек,
при полете на Луну - 4 человека
макет «Клипера» на МАКСе-2005
Первой целью «Клипера» и «Ориона» станет МКС. Корабли нового поколения смогут доставлять на
околоземную орбиту космонавтов и грузы. Вот что только будет с МКС к 2015 году? Возможно к этому
времени главной перспективой для космических держав станет Луна.
«Клипер» будет стартовать на надежной ракете «Союз», которую модернизируют под новый корабль.
Модификаций будет две - «Союз-2» и «Союз-3». Американцы используют для пилотируемой програм-
мы ракеты Ares-I и Ares-V. Тяжелая ракета Ares-V нужна для доставки на орбиту лунного модуля.
Ares-I - выведет сам «Орион».
"Клипер" на носителе "Союз-3"
Система «Клипер» - многоразовая. После необходимого ремонта можно будет запускать корабль снова.
«Орион» как и «Аполлон» спроектирован одноразовым. Лишь некоторые системы будут снимать с при-
землившегося аппарата и переставлять на новый.
Флот из пяти «Клиперов», по прикидкам РКК «Энергия», обойдется бюджету России в 2 млрд. долла-
ров. НАСА на разработку нового корабля намерено потратить 8 млрд.
Для США новый корабль в списке национальных приоритетов. В России официальное решение по но-
вой системе так и не принято. Его разрабатывают в РКК «Энергия» энтузиасты. Нет в Федеральной
космической программе, разработанной до 2015 года, и полетов на Луну.
Схема, когда ракета выносит на орбиту крылатый корабль, разрабатывалась ещё в 1960-х.
Однако запусков такого корабля с экипажем пока не было. Считается, что крылья не должны мешать
стабилизации ракеты при старте.
Запускать «Клипер» можно будет как с Байконура, так и с космодрома Плесецк, и даже с космодрома
Куру во Французской Гвиане - там строится наш стартовый комплекс под «Союзы».
Бескрылая лунная модификация «Клипера» будет спускаться на парашюте, крылатая - приземляться
как самолет. Полноразмерный макет «Клипера» показывали ещё на МАКСе-2005.
www.kp.ru/daily/23906/67587/
по теме:
Лунная гонка космических агентств
NASA планирует к 2024 году построить базу на Луне
Глобальная стратегия NASA построена на создании лунной базы
Новая лунная программа может столкнуться с трудностями
Россия и США не планируют совместную программу освоения Луны
Россия к 2020 году может начать добычу гелия-3 на Луне
Американцев доставит на Луну корабль, похожий на "Аполлон"
На смену "Союзу" придет многоразовый корабль "Клипер"
Роскосмос не намерен участвовать в «лунной» программе NASA, сообщил на брифинге для журналис-
тов в посольстве России в Вашингтоне пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин. «Мы будем оказы-
вать содействие Китаю и Индии в рамках их «лунных» программ, но не будем участвовать в аналогич-
ной американской программе», - сказал Панарин.
По его словам, бюджет Роскосмоса гораздо меньше бюджета NASA, поэтому программа по освоению
и исследованию Луны в России скромнее.
«До 2015 года планируется исследование Луны только при помощи спутников. Основной подрядчик
в этом деле - НПО имени Лавочкина, именно оно подготовило первый луноход, который сейчас на
Луне», - сказал Панарин.
Вместе с тем, он отметил, что после 2015 года, возможно, появятся «новые подходы».
«После 2015 года, возможно, займемся Луной более плотно. Я хотел подчеркнуть, что у нас своя прог-
рамма до 2015 года, у американцев - своя, и они не соприкасаются. После 2015 года, когда наша прог-
рамма будет завершена, посмотрим», - сказал пресс-секретарь Роскосмоса.
По его словам, в настоящее время у России с США нет совместных программ в этой области.
«Возможно, в перспективе, но на сегодняшний момент четкого алгоритма нет», - сказал Панарин.
25.05.2007
gazeta.ru/news/lenta/2007/05/25/n_1073245.shtml
