Астрономические новости
меню / содержание
/ news65 news65a news66
Фотографии Титана, переданные зондом "Гюйгенс"
Ученые полагали, что заряда батарей хватит лишь без малого на три часа ( включая несколько минут
с поверхности Титана). Но удача подарила «бонус» в виде дополнительных двух часов работы (на по-
верхности). Зонд Гюйгенс был назван в честь первооткрывателя крупнейшего спутника Сатурна -
Титана – знаменитого голландского астронома VII века Христиана Гюйгенса (1629 -1695 г.). Открыт
он был в 1655 году. Титан является второй после Ганимеда (крупнейший спутник Юпитера) по разме-
рам луной в Солнечной системе. Титан обращается вокруг своей оси в течение 15, 95 суток синхрон-
но Сатурну ( т.е. подобно нашей Луне Титан повернут к Сатурну одной и той же стороной ) на рас-
стоянии 1 221 870 км от него. Расстояния от Солнца до Сатурна составляет 1,427 млрд. км или 9,54
а.е. (астрономических единиц). Диаметр Титана вместе с атмосферой составляет 5550 км, без атмо-
сферы – 5150 км. Масса Титана составляет 1/45 массы Земли. Титан является единственной луной в
Солнечной системе, обладающей значительной атмосферой, в 1,5 раза превосходящей по толщине
земную! Состоящая главным образом из азота, она содержит порядка 6% метана. Температура повер-
хности Титана составляет 94К (-180°C), а атмосферное давление на его поверхности – 1500 гПа ( т.е.
в полтора раза выше, чем у поверхности Земли). Запуск аппарата Кассини состоялся 15 октября 1997
года, а цена всей миссии ( включая миссию зонда Гюйгенс ) оценивается в 3,3 миллиардов долларов
США.
Сбой в компьютерной программе ( скорее всего, это результат банальной ошибки программиста )
послужил причиной потери половины изображений. Для повышения эффективности в свое время
было решено передавать по разным каналам разные изображения. Теперь выясняется, что "Кассини"
попросту не прослушивал один из каналов из-за ошибки в программном обеспечении. Команда на
включение приемника на орбитальном аппарате не прошла (или, скорее, просто отсутствовала).
Из-за потери одного из каналов было получено 350 изображений вместо запланированных 700, од-
нако ученые по этому поводу горюют не очень сильно (неприятно только отсутствие некоторых фраг-
ментов в полученных "мозаиках"). Даже потерянные данные по измерению скорости ветра будут вос-
становлены благодаря замечательному достижению - с помощью системы из 18 мощных земных ра-
диотелескопов удалось уловить слабый сигнал, переданный "Гюйгенсом" - эквивалент работающего
на расстоянии 751 миллионов миль от приемника сотового телефона.
"Я очень, очень счастлив сообщить, что мы получили очень хороший набор данных, которые, конеч-
но, позволят нам достичь всех наших целей и, вероятно, даже большего, чем мы первоначально пла-
нировали, - сказал Жан-Пьер Лебретон из ЕКА.
Достоянием научной общественности стала, в частности, замечательная панорама, полученная ка-
мерами "Гюйгенса" во время конечного этапа спуска.
Мозаика панорамы включает район первых полученных фотографий в районе посадки, необычную
береговую линию с полосками скалистой гряды. "Каналы" спускаются вниз c возвышенностей и
смыкаются в обширном "бассейне". Их сеть покрывает большую часть склонов, выглядящих отно-
сительно гладкими. Пока еще не известно наверняка, действительно ли в этих областях этан, метан
или другие углеводороды находятся в жидкой форме, но дополнительный анализ данных поможет
решить этот вопрос в течение ближайших недель или месяцев.
- Мы не знаем, находится ли этот материал все еще в жидком состоянии, но такое ощущение, что
по крайней мере еще совсем недавно здесь было влажно", - говорит Мартин Томаско из Аризонско-
го университета, руководивший работой группы, отвечавшей за камеры "Гюйгенса" при спуске.
Обнародована также цветная версия фотографии, выпущенной в пятницу, на которой видно нечто
такое, что первоначально сочли ледяными валунами, усыпающими поверхность возле посадочной
площадки "Гюйгенса". Теперь, после анализа данных, выяснилось, что "валуны" по своим размерам
10-15 см ближе к гальке. Однако интересно прежде всего то, что в царстве вечного холода, где водя-
ной лед практически не плавится, материал этот уподобился земным скалистым породам моря. При
этом куски льда подвергаются там лишь эрозии со стороны воздушных масс и потоков пока еще дос-
товерно не обнаруженной жидкости.
На настоящий момент доказано наличие у Титана плотной атмосферы, состоящей в основном из
азота. Спуск на парашютах сквозь нее у "Гюйгенса" занял 2 часа 27 минут 50 секунд. Во время спуска
"Гюйгенс" брал пробы атмосферы. Скорость ветра при этом ( на высоте от 6 до 12 миль ) составила
приблизительно 16 миль в час ( 26 км/ч ). С помощью внешнего микрофона удалось сделать запись
звука этого ветра, и запись также выложена на сайте ESA. Бортовые приборы обнаружили плотную
метановую дымку или ярусы облаков на высоте 11-12 миль ( 18-19 км ), где атмосферное давление
составляло приблизительно 7,3 фунта на квадратный дюйм ( 50 килопаскалей или 380 миллиметров
ртутного столба ). Внешняя температура в начале спуска составляла 70,5 кельвина ( -202°C ), в то
время как на поверхности Титана оказалось немного теплее - 93,8 кельвина (-179°C ).
Столкновение аппарата с поверхностью Титана происходило на скорости 10,1 мили в час (16 км/ч),
при этом приборы испытали кратковременные перегрузки, в 15 раз превышающие ускорение свобод-
ного падения на Земле. Этот толчок вывел из строя один из сенсоров, однако несколькими минута-
ми спустя его функционирование возобновилось. Взятие пробы грунта было осуществлено с по-
мощью так называемого "пенетрометра". То, что при этом обнаружили, похоже, представляет собой
тонкую корку сравнительно однородной консистенции. Самый близкий аналог по механическим
свойствам - это влажный песок или глина, то есть материалы, на которых остаются следы подобно-
го рода.
spaceflightnow.com/cassini/050115science.html
esa.int/esaCP/SEMTKR71Y3E_index_1.html
esa.int/esaCP/SEM85Q71Y3E_index_0.html
sci.esa.int/science-e/www/object/index.cfm?fobjectid
здесь показана траектория спуска зонда Гюйгенс
anthony.liekens.net/index.php/Main/Huygens
astronomy.ru/forum/index.php?board=15
grani.ru/Society/Science/p.82957.html
( кликнуть для увеличения )